Книги-ювіляри: Н. А. Хитьков «Школьный музей. Его значение и организация»

105 років тому, саме у Києві було видано одну з найбільш цікавих праць, присвячених шкільним музеям. Це книга  Н.А. Хитькова «Школьный музей. Его значение и организация». З точки зору сучасних музеологічних досліджень вказані музеї відносились до так званого «першого попкоління» музеїв закладів освіти, виникнення та діяльність яких повязана із запровадженням принципу наочності в освітній процес, а музейні збірки формувались з навчальною та дослідницькою метою.

Також видання є джерелом з історії нашого музею, оскільки «…брошюре прилагаются списки наглядных пособий, признанных комиссиями Киевского Учебного Округа при Всероссийской выставке 1913 года, заслуживающими внимания при оборудовании школы. Все пособия были включены в каталог Выставки Киевского Учебного Округа, помещавшегося в новом здании Педагогического Музея»

Детальніше       

Н. А. Хитьков

Школьный музей. Его значение и организация.

(С приложением списков наглядных учебных пособий, признанных комиссиями Киевского Учебного Округа заслуживающими внимания при оборудовании кабинетов средне-учебных заведений)

Киев. Издание склада наглядных учебных пособий Ив. Гр. Василенко. 1913. – 306с.

Анотація

У передмові автор зазначає, що вказана брошура була підготовлена і зачитана у формі доповіді на одному із з’їздів завідуючих училищами Південно-Західної залізниці. Мета доповіді –показати важливість наочного навчання і викликати інтерес до шкільних музеїв. Про те, що вона була досягнута свідчить той факт, що в період 1908 по 1911 рік уся мережа шкіл вказаної залізниці збагатилась різноманітними наочними посібниками, а питання організації шкільних музеїв стало близьким до реалізації. Знаючи з власного досвіду яке значення має Слово, і особливо – друковане, М. Хитьков здійснив написання та видання своєї праці окремою брошурою, щиро бажаючи надати посильну допомогу рідній школі та її вчителю.

Короткі тези роботи (мовою оригіналу)

Значение школьного музея

Такие авторитеты в педагогиком деле как А. Каменский, Песталоццци, А. Дистерверг, К. Ушинский, Корф, Водовозов, Бунаков, Вахтеров, видавшие в наглядном способе преподавания залог успешности обучения, – служат для нас образцами настойчивости, в какой они, встречая на каждом пути противодействия, проводили идею наглядного преподавания в жизнь школы.

Но время гонений для наглядного преподавания прошло, и наступила новая пора, дающая русской школе надежду на лучшую постановку учебного дела.

В настоящее время у нас многое уже делается, различный общественные учреждения организуют выставки учебных пособий, земства устраивают мастерские для наиболее дешевого изготовления их, в больших городах учреждаются педагогичекие музеи, среди коих наш Киевский педагогический музей имени Цесаревича Алексея – есть украшение всего государства, лучшие педагогические силы выступают с чтениями лекций по вопросу о наглядном преподавании, а учительские семинарии, как, например Гатчинская, устраивают курсы по изготовлению учебных пособий.

Теперь нам не приходится слышать таких резких, ни на чём не основанных  возражений, как бывало раньше, когда даже самую мысль о каком-то школьном музее находили сумасбродной.

Наоборот, – теперь мы видим полное общественное сознание необходимости наглядного преподавания, для успешного развития которого нам нужны умелые исполнители среди педагогического персонала школ.

Это и вынуждает нас обратить внимание товарищей-педагогов, интересующихся этим вопросом, на правильную постановку наглядного преподавания. Оставляя в стороне вопрос о способах и характере наглядного преподавания, разработанный в специальной литературе, мы постараемся в настоящей брошюре  изложить вкратце некоторые соображения относительно организации школьного музея как вспомогательного учреждения , небходимого при всякой школе.

Под наименованием «Школьный музей», разумеется нельзя понимать такое учреждение , где собраны те или иные научные редкости. В школьном музее они только желательны и могут быть приобретаемые, в особенности те из них, ки характеризуют данную местность со стороны геологической и исторической, а также выясняют особенности окружающей флоры и фауны. Этим школьные музея и принесут пользу не только школе, но и науке. Во всяком случае это не есть прямая задача школьного музея.

Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто необходимое собрание коллекций , приборов картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание.

Поэтому и программа такого музея должна быть самая обширная и разнообразная. Все это должно быть систематизировано и находиться в таком порядке, чтобы преподаватели могли легко и быстро ориентироваться , отыскивая то, что необходимо в данный момент, а главное – по данному вопросу (хронологические и систематические каталоги). Все это возможно лишь в случае наличия в школе музея как учебно-вспомогательного учреждения.

На западе они получили вполне заслуженное внимание и широкое распространение. У нас начали появляться при некоторых городских училищах в Петербурге, Москве и Киеве, а в последнее время и при железнодорожных училищах.

Характеризуя состав школьного музея, необходимо иметь ввиду, что значительная часть коллекций должна быть собрана самими учащимися. Такой способ собирания коллекций, в особенности если он сопровождается объяснениями преподавателем для детей полезен. Что же касается моделей, картинок то они могут быть изготовлены самими детьми.

Состав всех отделов школьного музея  представлен в книге Н. К. Дорофеева «Школьный музей. Опыт программы и способы составления школьного музея (1913). Тем не менее автор далее указывает главнейшее из каждого отдела, сопровождаю пояснениями (рекомендациями).

Организация школьного музея

Указанный музей может быть подразделен на следующие отделы:

Религия и нравственность.

История, археология и нумизматика.

Языкознание.

Математика.

География, космография и этнография.

Геология и почвоведение.

Минералогия и кристаллография.

Ботаника, садоводство, огородничество, лесоводство и полеводство.

Зоология, зоотомия, анатомия и гигиена.

Животноводство, пчеловодство, шелководство, птицеводство, рыбоводство.

Физика, химия и метеорология.

Производства ремесла и ручной труд.

Промышленность и торговля.

Искусства: рисование, выжигание, лепка, вышивание.

Из жизни данного училища. В этом отделе в интересах развития педагогического дела, следет внсиь все что так или иначе может отразить жизнь данной школы: фотографические снимки во время занятий и отдыха; выдающие сочинения учащихся, исторические очерки школы, описание различных выдающихся случаев и событий из жизни школы.

Заключение

Оканчивая настоящий обзор школьного музея, каким он мне представляется. Эти руководства во многом окажутся полезными, как в смысле придания известного характера отделам, так и вообще организации музея. автор обращается к читателям з просьбой сообщать свои замечание п адресу:

Гор. Киев, управление Ю.-З. ж.д., Отдел Образовательных Учреждений, Н. А. Хитькову.

Далее в брошюре прилагаются списки наглядных пособий, признанных комиссиями Киевского Учебного Округа при Всероссийской выставке 1913 года, заслуживающими внимания при оборудовании школы. Все пособия были включены в каталог Выставки Киевского Учебного Округа, помещавшегося в новом здании Педагогического Музея.